19 Korotkevich Str., Minsk

Tel.: +375 (17) 215-40-52

Fax: +375 (17) 213-41-63

Office@ban.by

Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед выступил в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь с докладом по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» (далее – проект Закона)

Справочно. С учетом анализа правоприменительной практики и зарубежного опыта в 2019 году Генеральная прокуратура инициировала внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года №305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон).

В соответствии с поручениями Главы государства совместно с Верховным Судом и иными заинтересованными органами Генеральная прокуратура проделала большую аналитическую работу, что позволило подготовить изменения и дополнения для актуализации Закона.

Предлагаемые в проекте Закона изменения и дополнения не связаны с корректировкой концептуальных положений законодательства о борьбе с коррупцией, а направлены на совершенствование профилактических антикоррупционных механизмов, оптимизацию взаимодействия в антикоррупционной сфере.

Поступающие в Генпрокуратуру обращения свидетельствуют о наличии трудностей при отнесении работников к категории государственных должностных лиц. Это связано с отсутствием в Законе определений для организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, что создает сложности в толковании и применении антикоррупционных норм.

Как итог – предложено дополнить статью 1 Закона определениями указанных терминов.

Андрей Швед проинформировал участников заседания о необходимости совершенствовать регламентацию института предотвращения и урегулирования конфликта интересов – одного из самых перспективных антикоррупционных механизмов.

В качестве последствия его несоблюдения для всех категорий государственных должностных лиц предложено установить привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Проработана инициатива о закреплении дополнительной формы взаимодействия, которая позволит конкретной организации получать от правоохранительных органов сведения о коррупционных деяниях своих работников. Одновременно сохранена обязанность самой организации по передаче правоохранительным органам информации о фактах коррупции среди ее сотрудников (ст.10 Закона).

Проектом Закона внесено предложение о корректировке отдельных антикоррупционных ограничений, установленных в ст.17 Закона.

К примеру, в перечень близких лиц государственного должностного лица дополнительно предложено включить супругов его детей – такая инициатива обусловлена наличием случаев совершения коррупционных деяний в интересах зятя и невестки.

Уделено внимание вопросу реализации антикоррупционного ограничения на получение имущества (подарков).

Проблема связана с отсутствием в законодательстве определений понятий «сувенир», «протокольное мероприятие», «иное официальное мероприятие» и их оценочным характером, в связи с чем вводится определение названных терминов.

Среди прочих изменений в проекте Закона предусмотрен запрет на использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах любого имущества государственного органа, организации, а не только полученного им при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.

Корректируется ограничение по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников.

С учетом результатов анализа практики прокурорского надзора и предложений заинтересованных госорганов подготовлен ряд изменений в главу 4 Закона – они направлены на ликвидацию избыточных требований к процедуре декларирования, а также повышение эффективности данного профилактического механизма.

Закон дополняется нормой (статья 27-1), которая устанавливает перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию. К ним относятся доходы, полученные от участия в различных бонусных программах, предлагаемых банками, организациями торговли и сервиса, а также имущество незначительной стоимости, полученное в качестве подарков.

Предложено детализировать обязанности руководителей государственных органов, иных организаций в сфере борьбы с коррупцией.

Справочно. Установленная ст.43 Закона обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией дополняется обязанностями по предупреждению и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, причин и условий, им способствующих.

«Полагаем, что предлагаемые меры позволят повысить профилактическую составляющую в борьбе с коррупцией, будут способствовать предупреждению коррупционных правонарушений и преступлений», – резюмировал Андрей Швед.