Справочно. С учетом анализа правоприменительной практики и зарубежного опыта в 2019 году Генеральная прокуратура инициировала внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года №305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон).
В соответствии с поручениями Главы государства совместно с Верховным Судом и иными заинтересованными органами Генеральная прокуратура проделала большую аналитическую работу, что позволило подготовить изменения и дополнения для актуализации Закона.
Предлагаемые в проекте Закона изменения и дополнения не связаны с корректировкой концептуальных положений законодательства о борьбе с коррупцией, а направлены на совершенствование профилактических антикоррупционных механизмов, оптимизацию взаимодействия в антикоррупционной сфере.
Поступающие в Генпрокуратуру обращения свидетельствуют о наличии трудностей при отнесении работников к категории государственных должностных лиц. Это связано с отсутствием в Законе определений для организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, что создает сложности в толковании и применении антикоррупционных норм.
Как итог – предложено дополнить статью 1 Закона определениями указанных терминов.
Андрей Швед проинформировал участников заседания о необходимости совершенствовать регламентацию института предотвращения и урегулирования конфликта интересов – одного из самых перспективных антикоррупционных механизмов.
В качестве последствия его несоблюдения для всех категорий государственных должностных лиц предложено установить привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
Проработана инициатива о закреплении дополнительной формы взаимодействия, которая позволит конкретной организации получать от правоохранительных органов сведения о коррупционных деяниях своих работников. Одновременно сохранена обязанность самой организации по передаче правоохранительным органам информации о фактах коррупции среди ее сотрудников (ст.10 Закона).
Проектом Закона внесено предложение о корректировке отдельных антикоррупционных ограничений, установленных в ст.17 Закона.
К примеру, в перечень близких лиц государственного должностного лица дополнительно предложено включить супругов его детей – такая инициатива обусловлена наличием случаев совершения коррупционных деяний в интересах зятя и невестки.
Уделено внимание вопросу реализации антикоррупционного ограничения на получение имущества (подарков).
Проблема связана с отсутствием в законодательстве определений понятий «сувенир», «протокольное мероприятие», «иное официальное мероприятие» и их оценочным характером, в связи с чем вводится определение названных терминов.
Среди прочих изменений в проекте Закона предусмотрен запрет на использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах любого имущества государственного органа, организации, а не только полученного им при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.
Корректируется ограничение по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников.
С учетом результатов анализа практики прокурорского надзора и предложений заинтересованных госорганов подготовлен ряд изменений в главу 4 Закона – они направлены на ликвидацию избыточных требований к процедуре декларирования, а также повышение эффективности данного профилактического механизма.
Закон дополняется нормой (статья 27-1), которая устанавливает перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию. К ним относятся доходы, полученные от участия в различных бонусных программах, предлагаемых банками, организациями торговли и сервиса, а также имущество незначительной стоимости, полученное в качестве подарков.
Предложено детализировать обязанности руководителей государственных органов, иных организаций в сфере борьбы с коррупцией.
Справочно. Установленная ст.43 Закона обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией дополняется обязанностями по предупреждению и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, причин и условий, им способствующих.
«Полагаем, что предлагаемые меры позволят повысить профилактическую составляющую в борьбе с коррупцией, будут способствовать предупреждению коррупционных правонарушений и преступлений», – резюмировал Андрей Швед.