19 Korotkevich Str., Minsk

Tel.: +375 (17) 215-40-52

Fax: +375 (17) 213-41-63

Office@ban.by

Мошенничество: очередная схема

  Эксперты отмечают, что кибермошенники стали активно использовать следующую схему: они переводят на счет человека небольшую сумму, а затем звонят и сообщают, что ему одобрен кредит.

 Когда пользователь отвечает, что ничего не оформлял, «сотрудник» организации переводит звонок на своего «коллегу», который предлагает составить заявление об отказе от нежелательного займа. При этом для убедительности он может назвать человеку его личные и паспортные данные. После этого «работник» просит у человека назвать код, пришедший в SMS. И в момент, когда диктуются цифры, происходит оформление микрозайма под высокий процент. Как правило, мошенники отправляют своим жертвам незначительную сумму. Получив эти деньги, человек обычно верит, что это часть полученного займа и хочет отказаться от него. Новая схема мошенников уникальна тем, что они сами переводят человеку деньги, и это вызывает доверие людей. Шанс на успех в данном случае действительно велик, особенно если злоумышленник в последующем телефонном разговоре умело применит психологические приемы.

  Иногда мошенники применяют похожую схему, когда они просто присылают человеку уведомление о переводе денег на банковскую карту. Оно может выглядеть официально, с указанием суммы перевода и отправляться со «служебных сервисов» мобильных операторов. Когда жертва видит такой перевод, ей немедленно приходит SMS-сообщение или звонок от предполагаемого отправителя перевода. Мошенники представляются сотрудниками банка или кредитной компании и утверждают, что им одобрен кредит на сумму, указанную в переводе. Далее они просят жертву подтвердить свою личность и данные, чтобы завершить процесс получения кредита. В этот момент преступники хотят узнать полное имя и адрес жертвы, номер ее банковской карты и срок действия, трехзначный CVV-код с обратной стороны карты, а также ПИН-код, используемый для снятия наличных с банкомата или для осуществления перевода. Часто мошенники подвергают жертву психологическому давлению, создавая искусственную срочность и утверждая, что кредит будет аннулирован, если жертва не предоставит эти данные немедленно.

  После того как мошенники получат все необходимые данные, они могут начать снимать деньги с карты жертвы или даже применить полученную информацию для других видов мошенничества, таких как открытие новых кредитных счетов или совершение незаконных транзакций.

  При оформлении займов на небольшие суммы в большинстве микрофинансовых организаций действует упрощенная процедура идентификации. Обычно достаточно скан-копии паспорта, а также фотографии с паспортом в руках. В этом случае при наличии копии паспорта человека злоумышленникам легко имитировать внешность жертвы.

 Копии документов людей киберпреступники обычно берут из слитых баз в Интернете. Помимо этого, существуют «внутренние злоумышленники» - сотрудники сервисов, которые продают данные пользователей, полученные при выполнении служебных задач. А иногда люди сами упрощают «работу» мошенников, когда теряют паспорта, пересылают сканы документа в социальных сетях и мессенджерах.

 В целях безопасности эксперты рекомендуют гражданам время от времени проверять свои задолженности.

 В случае, если на человека оформили нежелательный кредит, нужно сразу сообщить в милицию. С подтверждением подачи заявления в правоохранительные органы необходимо обратиться в финансовую организацию, в которой был оформлен кредит. В дальнейшем, возможно, придется подавать гражданский иск в суд.

 Озвученные схемы обмана людей, связанные с ложными переводами на карту, не единственные в своем роде. Мошенники постоянно придумывают новые сценарии и совершенствуют их, чтобы похитить больше денег: отмена - мошенники отправляют поддельные сообщения о переводе денег, которые кажутся реальными в первую минуту (отправлены со сторонних сервисов, на почту, или звонит «сотрудник банка»).

 Однако вскоре выясняется, что произошла какая-то ошибка, и деньги нужно срочно вернуть. Жертву убеждают сделать возврат, но на самом деле перевод был фальшивым, и человек возвращает свои деньги;

 фишинговые сайты и приложения - злоумышленники создают поддельные сайты или приложения, выдавая их за платежные системы или банки. Затем жертв обманом направляют на эти ресурсы, где они вводят свои банковские данные, предоставляя мошенникам доступ к своим счетам. Внешне сайты выглядят точь-в-точь как официальные ресурсы банков. Отличаться будет только адрес, хотя бы одним символом; вымогательство - человеку отправляются ложные переводы и затем поступают угрозы. Мошенники утверждают, что, если им не будут возвращены средства с комиссией, они разгласят какие-то компрометирующие данные человека. Эксперты призывают граждан быть бдительными и при всех подобных сценариях прекращать общение с «сотрудниками» банков или кредитных организаций.

Эффективные способы защиты:

1. Не стоит доверять случайным переводам: лучше всегда проверять отправителя и аутентичность любых финансовых операций.

2. Не нужно раскрывать личные данные через телефон или SMS. Никогда не сообщайте данные банковских карт, ПИН-коды и другую конфиденциальную информацию по телефону или через электронную почту.

3 При любых сомнениях в подлинности перевода или запроса необходимо сразу обратиться в банк, причем сделать это по официальному номеру на сайте, а не через те контакты, что предоставили мошенники. Заходя на сайт любого банка, нужно убедиться, что он официальный. По ссылкам из сомнительных сообщений на ресурсы финансовых организаций не заходить.

   В случае с новой схемой мошенники идут на определенный риск: вложенные в атаку средства могут не вернуться, если столкнутся с финансово грамотным и юридически подкованным пользователем.

 Поэтому важно не принимать поспешных решений и анализировать всю полученную информацию.

Материалы подготовлены группой по защите информации на основе анализа Интернет-ресурсов, материалов СМИ