19 Korotkevich Str., Minsk

Tel.: +375 (17) 215-40-52

Fax: +375 (17) 213-41-63

Office@ban.by

УГРОЗА СТОЛКНОВЕНИЯ НА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЕ ИЗ-ЗА ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ АВИАДИСПЕТЧЕРА

18 сентября 2017 воздушное судно Airbus A320 авиакомпании Thai Smile, выполнявшее регулярный международный пассажирский рейс THD 302 из Янгона (Мьянма) в Бангкок (Таиланд), находилось на исполнительном старте ВПП 21, ожидая разрешения на взлет в дневных визуальных метеоусловиях. В это время воздушное судно ATR72-600 авиакомпании Mann Yadanprone Airlines, выполнявшее внутренний регулярный рейс MYP417A из Ситуэ (Sittwe) в Янгон, заходило на посадку на ВПП 21.

Было установлено, что во время события функции дежурного авиадиспетчера выполняла авиадиспетчер - стажер. Она поступила на работу в департамент воздушного движения за три месяца до произошедшего события, и ее обязанности в этот день включали один час работы на рабочем месте диспетчера аэродрома под наблюдением диспетчера - наблюдателя. Диспетчер описала обстановку с воздушным движением в момент события, как «простую» - оба, вовлеченные в событие воздушных судна, были единственными, которыми она управляла. Рядом с рабочим местом диспетчера аэродрома находилось рабочее место диспетчера подхода, на котором также находился диспетчер - стажер, принятый на работу в департамент воздушного движения шестью днями раньше, который находился под контролем главного диспетчера. Время, когда движение было простым, было специально выбрано для того, чтобы авиадиспетчеры - стажеры могли набраться опыта на своих позициях.

В описываемое событие действующей была ВПП 21 длиной 3413 метров. Экипаж A320 получил указание диспетчера - стажера аэродрома выруливать на исполнительный старт и ожидать. Авиадиспетчер - стажер аэродрома пользовалась наушниками, не слушавший ее диспетчер – наблюдатель не был в курсе этого радиообмена. Заметив другое воздушное судно, заходившее на посадку по приборам (ATR72) на ВПП 21 на расстоянии примерно 7 миль, диспетчер – наблюдатель «пошел к кофейному автомату сделать себе кофе» и не вернулся ко времени возникновения конфликтной ситуации.

Через минуту после подтверждения экипажем A320 команды на занятие исполнительного старта и ожидания, авиадиспетчер - стажер аэродрома дала указание экипажу ATR 72 сообщить, когда он будет на расстоянии 4 морских миль от ВПП.

Экипаж A320 не получив разрешения на взлет, вышел на связь и сообщил: «Ожидаю разрешение на взлет». В ответ он получил от авиадиспетчера – стажера аэродрома следующую информацию: «После заходящего на посадку воздушного судна выруливайте на ВПП 21». Экипаж A320 немедленно сообщил: «Мы уже вырулили на исполнительный старт на ВПП», но ответа не получил. Экипаж A320 повторил сообщение, но ответа и на второй вызов не последовало. Через 30 секунд, вмешался диспетчер – стажер подхода и дал разрешение на взлет экипажу A320, а также дал указание экипажу ATR72 «продолжать заход». В отчете о событии отсутствует ясность относительно того, когда (и получил ли) экипаж ATR 72 разрешение на посадку.

Изучение записей РЛС подтвердило, что экипаж ATR72 пересек торец ВПП 21 на конечном этапе захода на посадку в то время, как A320 еще находился над ВПП, что «противоречит порядку управления прибывающими воздушными судами согласно параграфу 7.10 документа ИКАО 4444, а также порядку управления прибывающими воздушными судами согласно авиационным правилам Мьянмы». Было сделано заключение, что минимальный интервал эшелонирования между двумя воздушными судами составил 50 футов по вертикали и 1,2 морских мили по горизонтали.

Запись с картинки радара, показывающая минимальный интервал эшелонирования.

Диспетчер - стажер аэродрома впоследствии утверждала, что она забыла, что уже дала указание экипажу A320 выруливать на исполнительный старт и ждать. Когда экипаж напомнил ей, что он ожидает разрешения на взлет, «она не знала, что делать».

По результатам расследования в отношении эшелонирования приземляющихся и вылетающих воздушных судов, использующих одну и ту же взлетно-посадочную полосу, было отмечено, «что приземляющемуся воздушному судну не разрешается пересекать торец ВПП на конечной прямой захода на посадку, до тех пор, пока вылетающее перед ним воздушное судно не пересекло противоположный торец используемой ВПП». Было также отмечено, что если на ВПП наблюдаются препятствия после того, как было дано разрешение на взлет или на посадку, надлежащим порядком действий будет:

  • Отменить разрешение на взлет вылетающему воздушному судну;
  • Дать указание приземляющемуся воздушному судну уйти на второй круг;
  • В любом случае проинформировать воздушные суда о занятии взлетно-посадочной полосы или о препятствии и его местоположении на ВПП;
  • Представить отчет об инциденте.

(По материалам издания Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» ФАР – ОрВД, выпуск № 2019-07)