19 Korotkevich Str., Minsk, 220039
Tel.: +375 (17) 215-40-51
Fax: +375 (17) 213-41-63
office@ban.by

BELAERONAVIGATSIA

State-Owned Enterprise

К чему может привести оговорка в радиообмене

Всего 300 футов отделяли Boeing 787 авиакомпании UnitedAirlines от AirbusA320 авиакомпании EasyJet 20 июля 2020 года во Франции. Согласно отчету Французского управления по расследованию инцидентов и происшествий в гражданской авиации (BEA), Boeing 787 прибывал В Париж/Ш. де-Голль из Ньюарка (США), а Airbus A320 готовился к вылету в Малагу (Испания). Самолеты пересеклись в опасной близости друг от друга из-за банальной оговорки женщины-диспетчера.

Согласно отчету, на взлет работала взлетно-посадочная полоса 09 правая, а на посадку – 09 левая, но диспетчер разрешила экипажу Airlines посадку на 09 правую. Экипаж пытался подтвердить изменение взлетно-посадочной полосы, используя слова «понимаю так, что» и «перестроиться на 9 правую».

Однако диспетчер не отреагировала на вопрос экипажа United и дала указание пилотам EasyJet занимать исполнительный для взлета с взлетно-посадочной полосы 09 правой. В этот момент самолет United Airlines все еще находился на предпосадочной прямой к 09 левой, а экипаж EasyJet уже занимал исполнительный, но обнаружил, что другой самолет заходит на посадку на их взлетно-посадочную полосу.

Экипаж EasyJet спросил диспетчера, почему самолет United Airlines снижается к 09 правой и предупредил о возможном столкновении. В этот момент самолет United находился на высоте 300 футов на удалении 1300 метров от торца взлетно-посадочной полосы. И экипаж EasyJet, и диспетчер дали указание экипажу United уйти на второй круг, после чего пилоты Boeing 787 прервали заход на посадку. К тому времени, как самолеты пересеклись, их разделяло всего 300 футов.

У диспетчера не было прямой видимости взлетно-посадочной полосы 09, потому что оборудование, которое отслеживает эту часть аэродрома, по технической причине не работало, да и дама работала за другим монитором.

На момент инцидента работа монитора, отображающего взлетно-посадочные полосы 09, была восстановлена, и диспетчер готовилась перейти к работе на нем, и это ее, согласно отчету, «беспокоило». Женщина также сообщила расследователям, что ее сбил с толку предыдущий запрос от другого самолета, экипаж которого из-за технических трудностей запросил посадку на взлетно-посадочную полосу 09 правую, которая длиннее 09 левой.

BEA назвало ряд факторов, способствовавших инциденту, в том числе тот факт, что диспетчер не работала определенное время из-за сокращения воздушного движения во время пандемии Covid-19. Расследователи также заявили, что экипаж United Airlines должен был использовать термин «confirm – подтвердить» вместо нестандартного «understand – понять».

(По материалам Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов»)