БЕЛАЭРОНАВИГАЦИЯ

Государственное предприятие

Новости предприятия

IV региональный семинар в области авиационной безопасности и упрощения формальностей для стран Восточной Европы и Центральной Азии состоялся 13-17 сентября 2016 г. в Тбилиси (Грузия). Активное участие в нем приняли и специалисты государственного предприятия «Белаэронавигация».

Основной целью семинара стало обсуждение вопросов авиационной безопасности в современных условиях для стран Восточной Европы и Центральной Азии, а также разработка стратегии сотрудничества государств региона в области авиационной безопасности на ближайшую и долгосрочную перспективу.

В семинаре участвовали представители 9 государств и 2 международных организаций. В общей сложности присутствовало более 50 экспертов и специалистов разного уровня.

На совещании были рассмотрены 11 рабочих и информационных документов, из них два документа были подготовлены и представлены в форме выступлений делегацией Республики Беларусь.

Белорусскую делегацию возглавил заместитель начальника управления государственной инспекции по безопасности полетов и авиационной безопасности Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Александр Апет. В работе семинара в составе делегации приняли участие специалисты Национального аэропорта «Минск», в том числе руководящий состав международного учебного центра авиационной безопасности, работники государственного предприятия «Белаэронавигация».

В соответствии с программой регионального семинара рассмотрены следующие основные вопросы:

  • информация от Международной организации гражданской авиации - ИКАО о последних событиях в области АБ/упрощения формальностей на глобальном и региональном уровнях;
  • рассмотрение процесса принятия поправок к Приложениям ИКАО – роль государств;
  • поправка 15 к Приложению 17 - новые определения. Стандарты и рекомендуемая практика;
  • приложение 9, готовящаяся поправка 26 – обязательство для государств иметь системы предварительной информации о пассажирах;
  • пролет над конфликтными зонами, обеспечение безопасности, противодействие переносным зенитным комплексам - ПЗРК;
  • безопасность в неконтролируемой зоне;
  • оценка рисков – понятие методики;
  • ОрВД и кибербезопасность, события на глобальном и региональном уровнях, опыт внедрения;
  • стратегическая цель ИКАО «Безопасность и упрощение формальностей»;
  • устойчивая безопасность, развитие сотрудничества, эквивалентные меры;
  • согласование различных программ по наращиванию потенциала, затрагивающих Европейский/Североатлантический регион ИКАО;
  • профессиональная подготовка и перспективы на будущее;
  • предварительная информация о пассажирах;
  • подготовка документов для совещания группы EUR/NATAVSEC.

В начале совещания с приветственным словом выступили директор авиационного агентства Грузии Гурам Джалагония и эксперт региональной группы по авиационной безопасности государств восточной части Европейского региона и Северной Атлантики ИКАО в Париже Корнелия Людорф.

Гурам Джалагония проинформировал участников семинара о том, что с 2008 года качество обеспечения авиационной безопасности по существующим стандартам ИКАО в стране повысилось на 30% и составило 87%, что отмечено международными экспертами и, в конечном итоге, позволило Грузии успешно пройти аудит ИКАО в 2016 году.

Корнелия Людорф в своем выступлении отметила, что мировая гражданская авиация по-прежнему является объектом первоочередных устремлений различных террористических организаций. Появились совершенно новые угрозы, такие, как кибер-угрозы, которые до настоящего времени странами и международными организациями в полной мере не изучены и требуют соответствующего анализа, изучения и реагирования государств/ международных организаций. По оценкам международных экспертов, сегодня ни одна страна мира не является идеальной в сфере обеспечения авиационной безопасности.

На современном этапе ИКАО разработана долгосрочная программа поддержки слабых государств по оказанию им методической, материальной и иной помощи. В создавшихся условиях государствам участникам, прежде всего странам Восточной Европы и Центральной Азии необходимо более активно разрабатывать и внедрять новые технологии, инновации, новые подходы в сфере обеспечения авиационной безопасности, чтобы смягчить возникающие угрозы/риски.

В марте 2016 года в Монреале проведено совещание по вопросам обеспечения авиационной безопасности и упрощения формальностей. Обсуждены новые угрозы.

Корнелия Людорф проинформировала участников семинара о проводимых мероприятиях, связанных с переходом с 1 января 2015 года на Универсальную программу проверок в сфере авиационной безопасности к механизму непрерывного мониторинга и представила стратегию ИКАО в области программы представления информации о пассажирах, которая в значительной степени расширяет возможности в сфере авиационной безопасности и упрощения формальностей.

Она сообщила участникам семинара о том, что в 2017 году аудиту ИКАО будут подвергнуты следующие государства: Республика Беларусь, Российская Федерация, Казахстан и Киргизия. Отмечено, что «маленькие» государства могут сформировать в Совете ИКАО группу и получить соответствующий мандат на проведение переговоров и отстаивания интересов конкретных стран. Такая методика может способствовать развитию международного авторитета конкретной страны Восточной Европы и Центральной Азии.

В рамках повышения авиационной безопасности приняты предложения о поправке 15  Приложения 17 к Конвенции о международной гражданской авиации: Безопасность.

Головным и региональным офисами ИКАО поощряются новаторские подходы к обеспечению авиационной безопасности, при строгом выполнении существующих стандартов. Отмечено, что поправки идут снизу от государств, активно обсуждаются и только затем принимаются ИКАО. При этом, ИКАО не навязывает своих поправок и решений, предварительно не обсудив их с государствами - членами.

Существенное влияние на обеспечение авиационной безопасности на авиационном транспорте оказывает резолюция Совета Безопасности ООН 2178 от 24 сентября 2014 г. В данной резолюции введено новое понятие – террорист-радикал. Предварительная информация о пассажире позволит заинтересованным государствам заблаговременно выявлять таких лиц. В текущем году в Вене и Стамбуле планировалось проведение региональных семинаров по данной теме. Однако в связи со сложной обстановкой в Турции, данный семинар перенесен в Казахстан (по согласованию) и пройдет в декабре с.г. под эгидой Совета Безопасности ООН. Финансирование проекта – за счет средств ООН. Соответствующие приглашения в ближайшее время будут направлены государствам - членам.

Корнелия Людорф отметила, чтов каждом государстве нужна собственная эффективная методика оценки рисков, разработанная при активном участии заинтересованных министерств, ведомств и служб. Региональное бюро ИКАО готово и способно выступить соответствующей переговорной площадкой для такого сотрудничества.

В 2014 году Международная ассоциация воздушного транспорта  IATA разработало и внедрило дорожную карту в сфере кибербезопасности и готово поделиться наработанными материалами с заинтересованными государствами. В целом международные эксперты сегодня оценивают степень угрозы в сфере кибербезопасности как достаточно низкую. Однако на ближайшую перспективу не исключают серьезных инцидентов.

Представители Грузии отметили, что в республике на законодательном уровне создана команда экспертов из различных министерств и ведомств, в случае реагирования на кибератаки хакеров высокого уровня.

Корнелия Людорф пояснила, что в европейских странах и государствах Центральной Азии в настоящее время отсутствуют государства с серьезными проблемами в области обеспечения авиационной безопасности и реализации на практике Приложения 17.

На сегодняшний день в мире имеется 29 учебных сертифицированных международных центров авиационной безопасности, 9 из них  – в Европе. Принято принципиальное решение о необходимости проверки со стороны ИКАО учебных центров с периодичностью раз в три года.

Участниками семинара отмечена необходимость поддержки таких учебных центров и их аккредитации в ИКАО. Представители делегаций присутствующих на семинаре государств также представили информацию, касающуюся основных направлений подготовки персонала авиакомпаний и аэропортов в учебных центрах по авиационной безопасности. Участники семинара приветствовали реализацию программ по совместной подготовке авиационного персонала рядом учебных центров по авиационной безопасности.

В ИКАО создан и активно функционирует отдел (офис) по глобальной программе авиационной безопасности (GAT), который на постоянной основе оказывает помощь учебным центрам и государствам.

В ходе обсуждения вопросов обеспечения авиационной безопасности в рамках проведения полетов над/вблизи зонами конфликтов отмечено, что до настоящего времени в государствах разработаны свои собственные методики оценки рисков. В ближайшее время под эгидой ИКАО будет разработан единый подход в решении данной глобальной проблемы и подготовлена инструкция по противодействию ПЗРК.

Белорусской делегация поделилась с участниками семинара наработанным практическим опытом республики при организации полетов над зонами локальных конфликтов. К. Людорф предложила делегации Республики Беларусь выступить по этому вопросу на шестом региональном совещании в мае 2017 г. в Париже.

В Евроконтроле в настоящее время существуют две группы, занимающиеся проблемами авиационной безопасности. Имеется также институт, расположенный в Люксембурге, который является профильным высшим учебным заведением в данной сфере деятельности. Обучение проходит два раза в год. Как правило, обучаются представители авиационных властей государств ЕС. Совместно с ИКАО Евроконтролем разработан курс обучения и подготовки персонала по кибербезопасности.

Представители Грузии проинформировали о положительном опыте формирования системы авиационной безопасности в своей стране на конкретным примерах ОАО «Сакаэронавигация» и международного аэропорта «Тбилиси», с учетом существующих угроз и вызовов. В качестве положительного опыта необходимо отметить функционирование при ОАО «Сакаэронавигация» европейского уровня центра мониторинга существующей видеосистемы наблюдения, современного контрольно пропускного пункта и сертифицированного учебного центра по начальной подготовке и последующей переподготовке собственных специалистов в области авиационной безопасности.

В особом порядке были отмечены и обсуждены проблемы, связанные с введением регламента Евросоюза по обеспечению безопасности перевозок почты и грузов в отношении третьих стран.

Предварительно к июлю 2017 года ИКАО будут приняты новые стандарты и рекомендации по обеспечению безопасности в неконтролируемых зонах аэропортов. При этом, каждое государство принимает комплекс дополнительных мер, исходя из оценки существующих угроз. Отмечено, что государство на первом этапе имеет право отказаться от внедрения стандартов по имеющимся серьезным причинам, таким как финансовые, связанные со строительством новых терминалов, взлетно - посадочных полос, центров управления и т.п. В этом случае государство обязано в письменном виде проинформировать ИКАО и указать прогнозируемые сроки введения таких стандартов.

По итогам семинара и поступившими предложениями от стран-участников будет подготовлен проект резолюции. В связи с поступившими конкретными замечаниями и предложениями, данный документ в самое ближайшее время будет направлен в авиационные администрации государств для проработки.

Вся информация об итогах семинара будет размещена на веб-сайте регионального бюро ИКАО и будет доступна для изучения заинтересованными специалистами.

С учетом предстоящего аудита ИКАО, планируемых новых стандартах/рекомендуемой практики, авиационной администрации Республики Беларусь предстоит серьезная подготовительная работа, в том числе связанная с переработкой национального законодательства, внесение изменений и дополнений в Государственную (национальную) программу защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

В заключительном слове региональный эксперт в области авиационной безопасности/упрощение формальностей Парижского бюро ИКАО Корнелия Людорф отметила, что в складывающихся современных условиях обеспечение авиационной безопасности выходит на главные позиции. Чрезвычайно необходим комплексный подход. Однако, при этом, необходимо постоянно думать об упрощении формальностей, учитывая коммерческие интересы компаний и аэропортов. Найти компромиссное решение - ключевая задача авиационных администраций государств.

Григорий Жилинский,
ведущий инженер Центра координации и обеспечения полетов государственного предприятия «Белаэронавигация»