7-ое международное региональное совещание региональной группы по авиационной безопасности

Седьмое международное региональное совещание региональной группы по авиационной безопасности государств восточной части Европейского региона и Северной Атлантики ИКАО состоялось в период с 4 по 6 июня 2019г. и прошло в Париже (Франция). В работе этого международного форума приняли активное участие представители государственного предприятия «Белаэронавигация»: начальник службы авиационной безопасности Виктор Скурат и главный специалист по защите информации Григорий Жилинский.

В соответствии с программой регионального совещания рассмотрены следующие вопросы:

  • информация от ИКАО о последних событиях в области авиационной безопасности (АБ) упрощения формальностей на глобальном и региональном уровнях;
  • результаты конференции высокого уровня (ноябрь 2018г.), основные рекомендации в сфере АБ;
  • кибербезопасность, события на глобальном и региональном уровнях, опыт внедрения;
  • стратегическая цель ИКАО «Безопасность и упрощение формальностей», культура АБ, внешние угрозы, ресурсы по подготовке специалистов;
  • обеспечение безопасности авиационного груза, почты;
  • угрозы со стороны дронов;
  • профессиональная подготовка сотрудников САБ и иных авиационных специальностей, перспективы и планы на будущее, важность и значимость региональных офисов;
  • обзор результатов 28-го семинара по авиационной безопасности (AVSECP/28);
  • технологические решения для повышения эффективности системы авиационной безопасности путем интеграции информационных потоков;
  • дальнейшее совершенствование деятельности государств по контролю и надзору в области авиационной безопасности.

В начале совещания со вступительным словом выступила директор регионального бюро государств восточной части Европейского региона и Северной Атлантики ИКАО Сильвия Герер. В частности, она проинформировала, что в настоящий период бюро активно и целенаправленно занимается продвижением и мониторингом Стандартов и рекомендуемых практик (SARPs) ИКАО в 56 государствах региональной аккредитации (из 192 государств членов ИКАО). Также по индивидуальным запросам от государств бюро предоставляет обучение и технические консультации для эффективной реализации SARPs ИКАО, глобальной регламентирующей структуры, направленной на повышение уровня безопасности полетов.

Директор бюро отметила, что террористы в настоящее время в своих планах не ограничивается какими-то отдельными странами или регионами, а стремятся поразить международные транспортные объекты, стараясь таким образом нанести максимальный политический, экономический, людской и иной урон. Гражданская авиация по-прежнему является основной целью основных террористических организаций. За короткий промежуток времени появились совершенно новые угрозы, такие, как кибер-угрозы, которые до настоящего времени полностью не изучены и требуют соответствующего анализа и реагирования государств и международных организаций.

В создавшихся условиях государствам участникам необходимо более активно разрабатывать и внедрять новые методы и технологии, чтобы смягчить возникающие угрозы и риски.

Председателями регионального совещания по очереди являлись Владимир Черток (Российская Федерация), Инга Игенти (Грузия) и Fiorin Hungerbuehler (Швейцария).

Черток В. отметил, что в каждом государстве необходима эффективная методика оценки рисков. Региональное бюро ИКАО стремится выступить соответствующей площадкой для такого сотрудничества.

Региональный эксперт в области авиационной безопасности/упрощение формальностей Парижского бюро ИКАО Корнелия Людорф (представитель секретариата) в своих выступлениях и докладах отметила, что в Монреале 13-17 мая с.г. проведено 30 заседание группы экспертов по вопросам обеспечения АБ и упрощения формальностей. Обсуждены новые угрозы. Готовится к выпуску новое Руководство ИКАО по АБ. Головным офисом ИКАО поощряются новаторские/инновационные подходы к обеспечению АБ, при строгом выполнении существующих стандартов. Резолюция Совета Безопасности ООН 2178 по-прежнему оказывает существенное влияние на обеспечение АБ.

Резолюция ИКАО А39-19 ориентирована на обеспечение кибербезопасности. Эта резолюция опубликована на официальном сайте ИКАО.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в течение 5 лет активно реализует дорожную карту в сфере кибербезопасности и готово поделиться наработанными материалами с заинтересованными государствами. В целом международные эксперты сегодня оценивают степень угрозы в сфере кибербезопасности как достаточно серьезную. Экспертами в этой сфере прогнозируют новые инциденты. DOC 9854 является основным документом в сфере безопасности по ОрВД. Кроме того, на региональном уровне разработан документ EUR DOC 022 R.

Вместе с тем, по оценкам многих выступающих экспертов, данная проблема по-прежнему во многих странах до конца не изучена, зачастую некоторые государства работают по остаточному принципу. В настоящее время ИКАО в рамках наработанной практики рекомендует государствам иметь национальные программы по противодействию кибер-атакам, а также на основе таких программ разработать локальные нормативные документы в авиационных организациях, иметь подготовленных специалистов в этой сфере.

Корнелия Людорф пояснила, что в европейских странах в настоящий период отсутствуют государства с серьезными проблемами в области обеспечения АБ и реализации Приложения 17.

Представители делегации от Российской Федерации представили несколько докладов по теме «Инновационные меры государственного регулирования обеспечения транспортной безопасности в аспекте реализации Федерального Закона «О транспортной безопасности».

Представители IАТА в процессе обсуждения вопросов, связанных с безопасной перевозкой пассажиров, грузов и багажа отметили, что за последнее время воздушные потоки увеличиваются. Ежедневно воздушным транспортом перевозится более 8 млн. пассажиров. В связи с этим необходимо искать новые нестандартные подходы в обработке пассажирских потоков. В настоящий период уже внедрен новый метод: самообслуживание пассажира с помощью мобильных приложений. В значительной мере усиливается биометрический контроль, контроль за недисциплинированными пассажирами (справочно: на 1053 рейса приходится один инцидент с недисциплинированным пассажиром). Планируется усиление роли новых технологий в сфере инженерно-технических средств.

Представители Европейской комиссии (ЕК) в своих выступлениях отметили, что в Евроконтроле существуют две группы, занимающиеся проблемами авиационной безопасности. Имеется также институт, расположенный в Люксембурге, который является профильным высшим учебным заведением в данной сфере деятельности. По мнению экспертов ЕК, в области кибербезопасности должны работать специалисты высокого уровня, чтобы адекватно реагировать на хакерские атаки. ЕК активно сотрудничает с НАТО при организации безопасности в ОрВД. Совместно с ИКАО Евроконтролем разработан курс обучения и подготовки персонала по кибербезопасности.

Представители Грузии проинформировали о положительном опыте формирования системы АБ в своей стране, с учетом существующих угроз и вызовов в аспекте противодействия химическим угрозам.

В процессе обсуждения принятых некоторыми странами (Российская Федерация, Киргизия, Казахстан) дополнительных мер по обеспечению АБ в неконтролируемых зонах аэропортов (оборудование входов в пассажирские терминалы аэровокзального комплекса металлодетекторами и организация предварительного досмотра), повторно разъяснена официальная позиция ИКАО: в настоящее время отсутствуют стандарты по данному направлению обеспечения безопасности. Каждое государство принимает комплекс дополнительных мер, исходя из оценки существующих угроз и рисков.

Представитель Швейцарии Fiorin Hungerbuehler проинформировал участников совещания о новых подходах авиационной администрации своей страны при построении целостной системы защиты объектов авиации от актов незаконного вмешательства.

Эксперты по авиационной безопасности из разных стран представили стратегические приоритеты на текущий трехлетний период, одобренные на 39-й Сессии Ассамблеи ИКАО (Резолюция А 39-18), принимая во внимание Резолюцию Совета Безопасности ООН № 2309 и окружающую обстановку с возрастающими угрозами и рисками, а также ожидаемый рост воздушного движения. Кроме того, эксперты по АБ обсудили проект Региональной дорожной карты, которая будет служить подтверждением готовности реализации ГПАБ/GASeP в регионах EUR/NAT, в то же время, подтверждая необходимость улучшения международных стандартов и мер по обеспечению авиационной безопасности, для более эффективного реагирования на новые и растущие угрозы.

Принято решение в целях оптимизации и активизации работы регионального бюро создать рабочую мобильную группу из представителей государств-участников. В октябре-ноябре 2019г. состоится заседание этой группы, на которой будет отработан алгоритм ее работы, состав и регламент.

В заключительном слове Председатель регионального совещания Черток В.Б. отметил, что в складывающихся современных условиях обеспечение авиационной безопасности выходит на центральные позиции. Крайне необходим современный комплексный подход.

В работе совещания приняли участие представители 30 государств и 10 международных организаций.В общей сложности в работе совещания приняло участие около 80 экспертов и специалистов разного уровня, в том числе 4 официальных инспектора ИКАО.Рассмотрено 45 документов, из них рабочих – 22, информационных – 9, презентаций от государств участников совещания – 14.

По итогам совещания подготовлен проект резолюции. Он принят за основу. В связи с возможными замечаниями и предложениями, данный документ направлен в авиационные администрации государств для проработки и согласования. В последующем с этим документом можно будет ознакомиться на официальном сайте регионального бюро ИКАО.

В рамках регионального сотрудничества в октябре 2019г. в г. Баку (Азербайджанская Республика) состоится региональный семинар/практикум по авиационной безопасности, организуемый Европейским/Североатлантическим бюро ИКАО для государств восточной части Европейского региона.