Семинар «Развитие и привлекательность региональных аэропортов» состоялся в 17 августа на базе Гродненского аэропорта

В мероприятии приняли участие представители Совета Министров Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства спорта и туризма, Министерства экономики, Государственного таможенного комитета, Государственного пограничного комитета, представители Гродненского и Брестского облисполкомов, руководство государственного предприятия «Белаэронавигация», начальники областных аэропортов, а также представители литовской авиакомпании FriendlyAviaSupport.

На сегодняшний день государственным предприятием «Белаэронавигация» (филиалами которого и являются все пять областных аэропортов) разработана и утверждена в Министерстве транспорта и коммуникаций Концепция развития областных аэропортов, в соответствии с которой уже ведется активная работа. Плюс выполняются мероприятия Государственной программы развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы, которые предусматривают как техническую модернизацию инфраструктуры аэропортов, так и реконструкцию, поддержание их эксплуатационной годности.

Более 70 млн. долларов собственных средств предприятия уже вложено в развитие аэропортов, начиная с 2000 года. Сегодня все областные аэропорты сертифицированы для осуществления международных полётов и соответствуют нормативным требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Работа по усовершенствованию областных аэропортов ведется постоянно. Так, например, в мае 2018 года завершена реконструкция покрытий искусственной взлетно-посадочной полосы в аэропорту Брест, до конца года планируется реконструировать перрон. На очереди -замена светосигнального оборудования аэропорта.

В аэропорту Гродно планируется реконструкция покрытий искусственной взлетно-посадочной полосы в 2019-2020 годах, а в Витебске и Могилеве ведутся проектные работы по модернизации пассажирских аэровокзалов. Также планируется замена курсоглиссадных систем во всех региональных аэропортах.

Если рассматривать ситуацию на примере аэропорта Гродно, то в «загруженный» день он принимает до трех самолетов. А реальная мощность его рассчитана на пассажиропоток в 200 человек каждый час!

Как отметил Иван Герловский, заместитель генерального директора по экономическим вопросам и идеологической работе «Белаэронавигации», основные расходы и даже убытки связаны как раз с низкой загруженностью аэропортов относительно их пропускной способности. И несмотря на то, что выручка от реализации услуг и товаров растет, а количество пассажиров увеличивается, от убытков пока никуда не деться.

Тем не менее, нельзя не отметить совместную плодотворную работу с Национальной авиакомпанией «Белавиа». Чартерные рейсы из областных аэропортов на курорты Турции, Черногории, Болгарии, Египта пользуются большой популярностью и загружены практически на 100%. А уже с этой осени можно будет улететь из областных аэропортов Витебска, Могилева, Гродно, Гомеля, Бреста в Египет еженедельно.

Из гомельского аэропорта осуществляются вахтовые чартерные рейсы в Нижневартовск и Сургут, а также детские гуманитарные рейсы в Ганновер (Германия), Бергамо и Венецию (Италия). Кроме того, из аэропортов Брест, Витебск, Гродно и Гомель дважды в неделю выполняются регулярные рейсы в Калининград.

С 1 июня этого года три раза в неделю регулярные полеты по маршруту Москва (Домодедово) – Гомель – Москва (Домодедово) выполняет российская авиакомпания S7 Airlines.

Сейчас ведутся переговоры с руководством польских авиакомпаний "LOT" и "SprintAir" по вопросу открытия регулярных и чартерных рейсов через аэропорты Брест и Гродно (по программе "безвиза") и в аэропорт Гродно из Израиля.

В 2017 году в областных аэропортах Беларуси обслужено свыше 70 тысяч пассажиров, в планах на 2018 год – более 100 тысяч пассажиров.

К сожалению, эту положительную динамику несколько омрачает тот факт, что наши люди массово продолжают летать из Вильнюса, Каунаса, Варшавы, Киева, Москвы.

Директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Молчан выразил убежденность в необходимости привлечения лоукостеров в областные аэропорты. Он отметил, что необязательно проводить мониторинги мнений и популярности направлений, а предлагать пассажирам уже готовые рейсы.

Привлекаем туристов

В прошлом 2017 году туристический поток в Беларусь увеличился примерно на 15 %. Ключевую роль в этом сыграл 5-дневный безвизовый режим для граждан 80 государств, который был введен в феврале 2017-го. С января 2018 года начал действовать Указ Президента о продлении срока безвизового пребывания иностранцев в отдельных районах Брестской и Гродненской областей до 10 дней. А с июля этого года безвизовое пребывание для иностранных граждан продлено до 30 дней, но пока лишь с условием прибытия и убытия через Государственную границу в Национальном аэропорту Минск.

Как отметил заместитель председателя Гродненского облисполкома Владимир Дешко, мы должны использовать потенциал Гродненского аэропорта для увеличения потока туристов.

Действительно, по данным Управления спорта и туризма Гродненского облисполкома, в этом году регион посетило около 50 тысяч путешественников без виз. Это почти в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В лидерах граждан, посещающих гродненщину, – Литва, Польша, Латвия, Германия. Потенциал в сфере въездного туризма велик и может расти. В связи с этим сегодня разрабатываются дополнительные услуги для привлечения еще большего количества путешественников, в том числе рассматриваются возможности полетов бюджетными авиакомпаниями.

Нет никаких сомнений, что развивать инфраструктуру в регионах надо. И прежде всего — инвестировать в развитие региональных аэропортов, гостиниц, мест историко-культурного наследия.

Лоукостеры: стоит ли ждать?

О работе бюджетных авиакомпаний в Литве рассказали представители компании FriendlyAviaSupport – директор Александр Ленецкий и эксперт Ариандас Шлюпас.

По их мнению, аэропорт Гродно – отличная площадка для работы лоукостов. WizzAir и Ryanair заинтересованы летать в города, где активно развиваются бизнес и туризм. И Гродненский аэропорт в этом плане подходит по всем параметрам. К тому же в Гродно можно привлечь туристов, которые вылетают сегодня из Литвы и Польши.

Конечно, при выборе лоукост - авиакомпаний нужно ориентироваться на те, которые смогут не только вывозить белорусских пассажиров, но и привозить туристов в Беларусь.

Бизнес-авиация

Если лоукостеры в белорусских аэропортах – вопрос времени, то на бизнес-авиацию можно делать ставку уже сегодня.

Не секрет, что в современном мире деловая авиация стала важным атрибутом бизнеса и развития компаний. Успешный предприниматель или политик серьезного уровня не мыслит свою работу без мобильности.

В областных аэропортах Беларуси оказывается необходимый комплекс услуг по наземному обслуживанию воздушных судов деловой авиации. Гарантированы обеспечение полной безопасности парковки воздушного судна, включая персональную охрану. Для пассажиров бизнес-авиации созданы комфортные условия для работы и отдыха в VIP-залах аэропортов.

Материал подготовила Анна Михаловская.