Вул. Караткевіча, 19, г. Мінск, 220039

Тэл .: +375 (17) 215-40-51

Факс: +375 (17) 213-41-63

office@ban.by

Белаэранавігацыя

    Дзяржаўнае прадпрыемства

В Минске прошел Семинар Международной организации гражданской авиации (ИКАО)

Семинар Международной организации гражданской авиации ИКАО по внедрению навигации, основанной на характеристиках PBN и нормативных положений PANS-OPS (правил аэронавигационного обслуживания и производства полетов воздушных судов) состоялся в Минске 7 по 10 апреля 2015 года под эгидой Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В мероприятии приняли участие около 70 представителей авиационных администраций и провайдеров аэронавигационных услуг Франции, Германии, Австрии, Ирландии, Казахстана, России, Азербайджана, Армении, Румынии, Италии, Испании, Киргизии, Молдовы.

По статистике авиация является самым безопасным видом транспорта, но, к сожалению, развитие современных технологий и применение их в авиации до сих пор не может уберечь мировое сообщество от авиакатастроф и гибели людей. И по какой бы причине они ни происходили, факт остается фактом – авиаторы должны прилагать максимум усилий обеспечению безопасности полетов, разрабатывая и внедряя новейшую технику и новые методы контроля воздушного движения.

Одним из серьезных шагов в этом направлении сделан в области навигационного обслуживания. Концепция PBN (Performance Based Navigation) или «навигация, основанная на характеристиках», объединила и систематизировала все ранее существовавшие требования к точности навигации.

Внедрение навигации на основе эксплуатационных характеристик PBN позволит снизить загруженность аэропортов и воздушного пространства, обеспечивать полеты воздушных судов в любых погодных условиях, сократить расход топлива и тем самым защитить окружающую среду от негативного воздействия авиации, повысить безопасность и эффективность полетов путем резервирования заходов на посадку на основе схем, созданных с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS).

Именно поэтому введение концепции PBN на сегодняшнем этапе развития мировой авиации и в условиях постоянно растущего воздушного трафика – одна из приоритетных задач, которую ставит Международная организация гражданской авиации перед государствами. Впервые эта тема была обозначена на 36-ой Ассамблее ИКАО в 2007 году. Тогда и была принята Резолюция А36-23, определяющая, что государства - члены ИКАО должны внедрить PBN к 2016 году.

Суть Концепции PBN заключается в следующем

Развитие аэронавигационных систем и одновременное усовершенствование средств автоматизации в кабине пилота, позволяют экипажу воздушного судна более точно выдерживать навигационные параметры без необходимости пролета наземных навигационных средств. В этом и заключается преимущество зональной навигации, или RNAV.

Концепция PBN способствовала применению RNAV посредством введения в глобальном масштабе требований к навигационным характеристикам. Благодаря этому значительно увеличивается точность навигационных возможностей и тем самым повышается уровень безопасности полетов. Это происходит за счет оптимизации пролета препятствий и местности, а также более точного выдерживания эшелонирования между воздушными судами.

Кроме того, использование PBN позволяет осуществлять боковое и вертикальное наведение при использовании схем прилета-вылета и дает возможность обеспечивать безопасность на конечном этапе захода на посадку, что является выигрышной альтернативой неточным заходам на посадку.

Выполнение полетов с использованием PBN требует утверждения воздушного судна и его экипажа в соответствии с четко определенными требованиями к характеристикам. Поэтому самолет, выполняющий полет по маршрутам RNAV, будет точно выдерживать навигационные параметры и установленные траектории полета, что приведет к сокращению рабочей нагрузки на диспетчеров управления воздушным движением.

Открыл мероприятие и первым поприветствовал участников семинара заместитель директора Департамента по авиации Анатолий Зыгмант. Он отметил, что обеспечение безопасности полетов невозможно без внедрения стандартов и рекомендаций ИКАО. И особенно это актуально в отношении совершенствования систем аэронавигационного обеспечения государств.

Заместитель директора департамента рассказал, что уже сделано в Беларуси на пути внедрения навигации на основе эксплуатационных характеристик PBN. Еще в 2010 году специалистами Департамента по авиации и государственного предприятия «Белаэронавигация» был разработан и утвержден «План внедрения навигации, основанной на эксплуатационных характеристик PBN в Республике Беларусь», создана межведомственная рабочая группа, принята «Концепция PBN воздушного пространства Республики Беларусь». Немаловажным шагом к переходу на новую систему навигации PBN стало и  внедрение Всемирной геодезической системы WGS-84 в качестве единой геодезической опорной системы для решения аэронавигационных задач в гражданской авиации Республики Беларусь с обеспечением уровней точности аэронавигационных данных.

Анатолий Зыгмант от имени Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь поблагодарил представителя Европейского и Североатлантического бюро ИКАО Эльхана Нахмадова за возможность принять  в Минске семинар высокого международного уровня, а также уважаемых иностранных гостей – представителей авиационных организаций. Слова благодарности были произнесены и Леониду Чуро, генеральному директору государственного предприятия «Белаэронавигация», которое проделало огромную работу по организации и проведению семинара ИКАО на высоком уровне.

Белорусскую сторону на протяжении всех четырех дней представляли Юрий Костюкевич, начальник управления государственной инспекции по безопасности полетов и авиационной безопасности Департамент по авиации; Валерий Сулейманов – заместитель генерального директора государственного предприятия «Белаэронавигация» по организации воздушного движения; специалисты Департамента по авиации, государственного предприятия «Белаэронавигация» и его филиала «Центр координации и обеспечения полетов». Также в мероприятии приняли участие представители БелНИИТ «Транстехника» и Вооруженных Сил Республики Беларусь.

В процессе работы семинара участники обсудили вопросы развития и внедрения PBN в контексте Глобального аэронавигационного плана ИКАО и Плана по безопасности полетов.

В своем выступлении представитель ИКАО Эльхан Нахмадов отметил, что своевременное выполнение Резолюции ИКАО А36-23 требует совместных и скоординированных действий всех государств. Приняв на себя соответствующие обязательства, они должны активно участвовать в исполнении Рекомендаций Международной организации гражданской авиации.

Участники мероприятия поделились опытом внедрения навигации, основанной на характеристиках, в своих государствах, обсудили преимущества нововведений, а также возникающие сложности и возможности их решения.

Большинство докладов были посвящены разработке и апробации схем полетов, а также вопросам совмещения процедур зональной навигации и традиционных схем захода на посадку в целях обслуживания воздушных судов, которые еще не оборудованы для PBN.

Одной из наиболее важных тем обсуждения стал заход на посадку с применением средств зональной навигации (RNAV). В свое время революционным событием для авиации стало внедрение неточных заходов на посадку RNAV (GNSS), то есть основанных на спутниковых навигационных системах (в то время на GPS). Следующим шагом стал заход на посадку RNAV (RNP) APPROACH. Применение данного вида захода на посадку позволяет значительно сузить зону учета препятствий при построении схемы, а значит, и уменьшить минимальную высоту снижения.

Внедрение навигации PBN подразумевает снижение рабочей нагрузки на авиадиспетчера. Несмотря на положительную сторону момента, этот факт вызывает и некоторые проблемные вопросы, в частности, со стороны самих диспетчеров по управлению воздушным движением. Как отметил представитель аэронавигационной службы Азербайджана  «Азераэронавигация» (AZANS): «Наши диспетчера привыкли работать в напряженном режиме, они хотят полностью владеть ситуацией. Тяжело изменить мышление и привычный способ работы. А условия работы по PBN  подразумевают, что диспетчер должен переключиться с прямого управления, задать данные и следить за точностью исполнения посадки».

С этим согласился и представитель ИКАО. «Если мы внедрим новейшие технические средства, но не найдем понимания у диспетчеров, то все наши усилия будут напрасны», - отметил Эльхан Нахмадов.

Обучение диспетчерского состава и разработчиков схем полетов – еще одна очень важная тема, которая рассматривалась на семинаре. Подготовка специалистов является  существенным этапом внедрения PBN. Этот вопрос поднимался практически в каждом выступлении. А сотрудниками Национальной академии гражданской авиации Франции ENAC, которая уже более 60 лет занимается подготовкой авиационного персонала, были озвучены два обширных доклада по этой тематике – «Обучение диспетчерского состава – один из этапов внедрения PBN» и «Обучение разработчиков схем полетов. Проблемные аспекты процесса разработки схем полетов. Обеспечение качества и надзор».

О наставничестве и передаче опыта в процессе внедрения говорил и представитель Ирландских авиационных властей Джеймс      О 'Салливан. На данный момент  в воздушном пространстве Ирландии полеты осуществляются с использованием процедур PBN, и уже наработан богатый опыт, которым они готовы делиться со всеми желающими путем организации стажировок. В свою очередь Эльхан Нахмадов предложил создать так называемый «банк экспертов», готовых предоставлять свою помощь и консультации по внедрению PBN.

По окончании семинара представитель ИКАО и заместитель генерального директора государственного предприятия «Белаэронавигация» вручили всем участникам специальные сертификаты.

Без преувеличения можно сказать, что Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь совместно с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) провели семинар на высоком организационном уровне.

Подготовила Анна Курицкая, государственное предприятие «Белаэронавигация».

1. Выступление представителя Европейского и Североатлантического бюро ИКАО Эльхана Нахмадова.

2. Приветственную речь произносит заместитель директора Департамента по авиации Анатолий Зыгмант.

3. Начальник отдела PANS-OPS Астрийского общества гражданской авиации "Австроконтроль" Филипп-Даниэль Шаад рассказывает о разработках схем посадки для самолетов, прибывающих в Инсбрукский аэропорт, расположенный в самом сердце австрийских Альп.